История породы Сибирский Хаски

Отдаленные предки

Считается, что ездовые собаки – прямые потомки древнейших примитивных собак севера Европы и Азии, которые сформировались в неолите. В их происхождении возможно участвовали волки. История народов, коренных для обширных районов арктической и субарктической Восточной Сибири, неразрывно связана с ездовыми собаками.

Наскальные рисунки, обнаруженные севернее озера Байкал, свидетельствуют о том, что первые ездовые собаки существовали уже 4000 лет назад. Древние охотники, кочевавшие в районе Анадырского плоскогорья, просто бы не выжили без собак в суровых условиях северного края. На собачьих упряжках они перевозили все свое снаряженье и охотничьи трофеи. Хотя собаки и не столь сильны, как олени, но они более выносливы и лучше приспособлены к вечной мерзлоте тундры.

Ездовые собаки северо- восточной Сибири

В 1853 году исследователь Хупер описал ездовых собак Восточной Чукотки. Он отметил, что по сравнению с ездовыми собаками эскимосов Северной Америки чукотские менее крупные, у них более узкие головы, более легкое сложение; шерстный покров средней длины, очень плотный, окрасы самые разнообразные. До недавнего времени собаки Восточной Чукотки представляли собой достаточно изолированную популяцию. Время от времени, для освежения крови своих ездовых собак, чукчи спаривали их с волком, привязывая течных сук в определенных местах.

Через несколько поколений, собак с примесью волчьей крови использовали для работы в упряжках. Племенной отбор велся исключительно по рабочим качествам. Большинство сук при рождении уничтожали, оставляя нескольких для продолжения рода. Щенков запрягали на следующую зиму после рождения, и, тех, которые сразу же не проявляли способностей к работе в упряжке, выбраковывали известным способом.

Только лучшие кобели, которых после работы выпускали бегать свободно, могли спариваться с суками. Остальных кобелей кастрировали, что сводило на нет конфликтные ситуации между собаками в упряжке. В течение всего бесснежного сезона ездовые собаки получают корм раз в два дня, а с наступлением ездового сезона в течение 7-10 дней включаются в интенсивную работу.

Ездовая собака должна была работать с рвением в условиях экстремально низких температур, тащить тяжелый груз и при этом быть дисциплинированной. Абсолютного послушания каюр добивался с помощью кнута или палки – остола. Однако это орудие служило для наказания лишь в самых острых ситуациях: чукчи и эскимосы уважают собак. Днем четвероногие работали, а ночью своими телами помогали согреться хозяину. Собаки на Севере всегда были и частью религиозных обрядов. Как ездовые собаки чукчей повлияли на происхождение хаски? В 1867 году царское правительство продало полуостров Аляска США.

С 1880-х годов Аляска привлекала многочисленных золотоискателей. Среди них был и молодой Джек Лондон. Его повесть о Белом Клыке тоже свидетельствует о ездовых собаках похожих на волка. Многие не выдерживали пути и умирали в дороге. С 1897 года после открытия золотоносного района Клондайк на северо-западе Канады, тысячи людей ринулись на Аляску. Только за один день 1 августа 1900 года “золотая лихорадка” привела на запад Аляски 18000 золотоискателей.

Там был заложен город Ном. До приисков можно было добраться на единственном виде транспорта – собачьей упряжке. Впрягали обычно маламутов, а также самых разных собак, привезенных с собой эмигрантами. В 1907 году в Номе был создан Кеннел-клуб, который занимался организацией гонок. Первые гонки на собачьих упряжках были организованы в Номе в качестве развлечения в 1908 году по инициативе Скотти Аллана, прозванного королем арктического льда.

Дистанция от Нома до Кэндла и обратно составляла 656 км (“Всеаляскинское Пари”). Успех был огромен. На следующий год некрупные быстрые и выносливые собаки, принадлежавшие некоему Тарструпу, пришли третьими. Торговец пушниной Гусак купил их в Сибири в поселке Марково на берегу реки Анадырь (Чукотский край).

Оценив возможности этих собак, шотландец Рамзей закупил еще 70 ездовых хаски Сибири. Он нанял каюра по имени Джонсон, которому удалось привести упряжку первой на гонке 1910 года. Сибирские собаки прославились в США и Канаде. Даже эскимосы после этого стали заменять своих тягловых маламутов на хаски, если было необходимо совершить быструю поездку налегке.

Источник: Питомник “Arctic Magic” http://www.arctic-magic.net/aboutbreed.html

Термин «хаски» изначально обозначал самих эскимосов, так их называли работники Хадсон Бей Компании. Термин «хаски» произошел от искаженного «эски», так на жаргоне называли эскимосов. Эскимосский хаски, или канадская лайка (51-69 см в холке), имеет историческую родину Гренландию. С ней часто охотятся на белых медведей.

«Хаски» называют всех ездовых собак, это собаки с густой шерстью, острой мордой со стоячими ушами и загнутым хвостом. Когда первые представители этой породы прибыли в Северную Америку, то для отличия от эскимосских хаски их стали называть сибирскими хаски, и это название сохранилось за ними. «Husky», в переводе с английского, означает «хриплый». Собака не лает, а рычит. За эти звуковые модуляции порода сибирский хаски и получила свое название.

Считается, что сибирских хаски вывели чукчи, живущие в Северо-Восточной Сибири. Долгая история связывает сибирских хаски с этим народом, она насчитывает, возможно, три и более тысяч лет и является важным моментом в выживании этой породы и введении ее в культуру чукчей. Трудно найти какие-то письменные свидетельства, поскольку этот народ не записывал свою историю, но их образ жизни оставался неизменным в течение столетий, потому что они не были готовы воспринять изменения и предпочитали следовать традициям.

Их образ жизни был двух типов. Люди, живущие в глубине континента, содержали северных оленей, а в их поселениях жили собаки, но это были совсем не те собаки, которые сопровождали людей, живущих на побережье Арктики и Тихого океана, то есть в тех областях, которые не подверглись русскому влиянию до начала XX века.

Последние и были теми чукчами, которые вывели свою породу ездовых собак. Чукчи не были кочевниками, они были оседлым народом, жившим постоянно вдоль арктического побережья. Здесь они пережили серию войн русских с эскимосами за обладание Беринговым проливом. Вытесняемые во все ухудшающиеся охотничьи угодья, чукчи были вынуждены разводить таких собак, которые смогли бы при минимальных потребностях в пище преодолевать большие расстояния по морю, покрытому льдом, в места охоты чукчей, а затем вернуться обратно в свои деревни. Таким образом, они смогли вывести породу собак, известную сегодня.

Чукчи были очень независимым народом. Российская империя постоянно пыталась присоединить земли чукчей; эти попытки продолжались до середины XVIII века. Эти люди выжили благодаря своему упорству и независимости, а также при помощи своих собак, и в 1837 году был подписан договор, дающий чукчам политическую и культурную независимость от России.

Их изоляция стала основой чистоты породы собак и поддержания неизменности их культуры до середины XIX века. Интересно отметить, что малый размер собак восполнялся их большим количеством в упряжке; каюры часто, чтобы набрать упряжку в 16 или 18 собак, одалживали собак в других деревнях, когда отправлялись в далекие путешествия. Много сходного мы можем наблюдать между собаками чукчей и современными сибирскими хаски. Их скорость, выносливость, способность покрывать большие расстояния с минимальными энергетическими затратами — все это сохранилось и в современных собаках.

Следует добавить, что кобели хаски очень сдержанны и полны собственного достоинства, а суки привязчивы и умны. Хаски часто спали в снеговых домах чукчей, где согревали своим теплом детей, что отличало их от собак других народов Арктики. Поэтому и современные хаски одинаково любят тепло и уют дома, гонки и игры на улице.

Гонки на собаках не были редкостью и в то время. В 1869 году состоялось знаменитое состязание между русским офицером и чукчей, это был 240-километровый пробег по побережью, который чукча преодолел на час раньше русского офицера.

Советское вмешательство

Внезапно в начале XX века XXI нарушил независимость чукчей, убив старейшин их деревень вмешавшись в их хозяйственную деятельность. Люди других народностей с русскими вторглись в исконные охотничьи земли чукчей, привезя с собой свои породы собак резко нарушившие чистоту линии сибирских хаски. В результате, отмечают в западной литературе, Советское государство, регион Колымы стал источником ездовых собак чукчей.

Но в действительности это маловероятно, поскольку, поскольку чукчи, жившие в этой области, никогда не поставляли своих собак центру. (По приполярной переписи 1926-27 годов числилось 102850 собак, из них ездовых — 54483. В экспедиции Р. Амундсена использовалось 116 лаек (1911 год). В основном это были колымские лайки и самоеды. Предок самоеда — ненецкая оленегонная лайка (41-46 см в холке). — Прим. ред.)

Еще более важным фактором, отрицательно повлиявшим на гоночные способности предков хаски, было политическое решение Советского правительства, которое в 1930-х годах на основе значимости ездовых собак для транспорта начало политику, по которой все северные породы собак были разделены на четыре типа: ездовые собаки, охотничьи собаки на крупную дичь, охотничьи собаки на северных оленей и охотничьи собаки на мелкую дичь. (Первые советские экспедиции на Таймыр, Северную Землю, Чукотку и Камчатку были совершены на упряжках восточносибирских ездовых собак. В конце 30-х годов XX века эта порода была фактически расстреляна из ружей. — Прим. ред.)

Хаски были исключены из этой классификации, потому что были слишком малы по размеру, чтобы выполнять задачу транспортировки. Позднее Советское правительство вообще запретило разведение собак, не подпадающих под указанные категории, и заявило, что только эта ездовые собаки могут претендовать на титул сибирских хаски. (В 1931 году была проведена экспедиция ОСОАВИАХИМа и Всесоюзного института животноводства для изучения состояния собаководства на севере страны. Введение жесткого запрета на скармливание местным собакам рыбы сразу привело к резкому сокращению численности национальных северных пород собак. — Прим. ред.)

Сохранение сибирских хаски

В Советском Союзе в течение первой половины XX века систематически разрушалась система разведения всех мелких национальных пород собак различных народов, и только то, что Уильям Гусак и Уильям Медсен в начале XX века и немного позже Фоке Маул Ремси и Ивер Олсен купили этих собак у чукчей, помогло выжить породе к XXI веку.

Последний экспорт в США был проведен Олафом Свенсоном в 1930 году. Свенсон стал обладателем эксклюзивного пятилетнего контракта на поставки товаров в Сибирь и вывоз оттуда пушнины, благодаря этому он хорошо изучил ездовых собак. Он знал о достоинствах собак чукчей, а после того, как его корабль был зажат во льдах в октябре 1929 года, он совершил пробег длиной 7200 км к транссибирской железной дороге, а затем отправил всю свою упряжку обратно на корабль, таким образом, сохранив ее для весеннего путешествия в Новую Англию.

Свенсон получил самых лучших собак. Он прекрасно понимал, что культура чукчей основана на заботе и гармоничном сосуществовании с их собаками. Чукчи считали, что их собаки охраняют Небесные врата, в которые ни один человек, который плохо обращается с собаками, не сможет войти. Таким образом, Свенсон получил хорошую практику содержания собак, привезенных в Соединенные Штаты и способствующих улучшению наследственных качеств современных сибирских хаски.

Гонки через Аляску

«В 1880 году на Аляске нашли золото, и туда сразу же отправились за счастьем тысячи золотоискателей. Повезло немногим, всей массе людей нужна была пища и транспорт. Холодный климат способствовал неизведанности этих территорий на краю земли. В течение долгого времени, и был только один способ освоить эту землю — собачьи упряжки. Эти упряжки собирали местных собак — местных северных типов и из крупных собак южных пород с короткой шерстью и висячими ушами.

Большинство этих собак просто были украдены у хозяев и привезены на Север. Ном был типичным городом того времени, в котором собаки были необходимы для выживания людей, а собачьи упряжки были одновременно источником гордости их владельцев и средством транспорта. Известно множество историй о преимуществе одной упряжки собак перед другими, которое становилось очевидным после гонок.

В 1907 году в Номе был основан Клуб собаководов, как организационный и спонсорский орган для проведения гонок через Аляску. Были разработаны правила и выбрана трасса. Она шла от Нома в Кендл и обратно; это расстояние составляло 653 км, на этой трассе было представлено большое разнообразие различных природных условий и ландшафтов.

Гонки были назначены на апрель, поэтому всю зиму шли предварительные забеги для тренировки собак и каюров на этой трассе. Первые гонки провели в 1908 году, и в этом же году русский торговец пушниной Уильям Гусак привез из Сибири упряжку мелких собак. (Сибирские хаски были названы также «сибирскими мышами» из-за своего малого размера. — Прим. ред.) Эти собаки были настолько невелики по сравнению с аляскинскими ездовыми собаками, что Гусак долго смеялся. На гонках 1909 года каюром его упряжки был норвежец Турструп, а сама упряжка пришла третьей по вине каюра. Молодому человеку по имени Фоке Маул Ремси, шотландскому золотодобытчику и спортсмену, так понравились беговые качества этих небольших собак, что он зафрахтовал корабль и отправился в Сибирь за новой партией хаски.

На следующее лето он купил примерно 20 сибирских хаски у поселенца Маркова, жившего на Анадыре. Ремси привез собак опять же в Ном вместе с двумя каюрами-чукчами. За этот период интерес к гонкам только возрос, была разработана более легкая упряжь для собак, сан«сделались легче, а сами гонки стали более серьезным видом соревнований.

В 1910 году Ремси выставил на гонки три упряжки сибирских хаски. Одной упряжкой правил Джон Айронмен Джонсон («Железный Человек»), поставивший за время в 74 часа 14 минут и 37 секунд рекорд, который никто не смог побить. Ремси был вторым. Так начала расти популярность сибирских хаски. (Сибирский, или арктический, хаски (53-60 см в холке) считается самой быстрой и выносливой породой среди ездовых собак Аляски. Хаски специально стали разводить в питомнике Чинук (штат Нью-Гемпшир) для антарктических экспедиций Бирда. — Прим. ред.)

Сибирские хаски были официально признаны американским кинологическим клубом в 1930 году, а первые породные стандарты были выпущены в 1932 году. В 1938 году в Америке был основан Клуб любителей сибирских хаски. (По стандарту PCI № 270 порода сибирский хаски имеет американское гражданство, несмотря на явную историческую родину — СССР. Только самоедская лайка носит двойное гражданство — СССР и Скандинавии. — Прим. ред.)

Источник «СИБИРСКИЙ ХАСКИ» К. и К. Киско, Ш. И С. Луксмур

Взято тут: http://www.zooatlas.ru/article_414

Подлинная история или « Того в тени Балто»

Iditarod Trail Sled Dog Race (Iditarod) — С 1973 года на Аляске проводятся ежегодные гонки на собачьих упряжках ,где команды из 16 собак и каюра проезжают 1868 км (1161 милю) от Уиллоу (неподалёку от Анкориджа) до Нома. Гонка начинается в первую субботу марта. Гонка является данью памяти событию, произошедшему в 1925 году.

В источниках информации о событиях тех дней не много. Они копируются из статьи в статью, с сайта на сайт преподносясь читателям не совсем точно. Сейчас даже дети по мультипликационному фильму Стивена Спилберга - «Балто», знают историю полу-собаки полу-волка а так же историю спасения детей города Ном. Но так ли все было на самом деле?

В середине января 1925 года в небольшом аляскинском городке Ном отрезанном от всего мира разгорелась эпидемия дифтерии. Срок годности на имеющуюся вакцину истек, а заявка на новую партию поступила в Анкоридж уже к закрытию сезона навигации, когда последний корабль на Ном уже ушел. Когда четверо детей погибли и 18 были заражены и распространяли легко передающуюся болезнь единственный терапевт городка Доктор Куртис Велч/Dr. Curtis Welch кинул в радио-эфир отчаянный клич о срочной необходимости противодифтерийной сыворотки для спасения детей. В госпитале Анкориджа сыворотки было в достатке, но до Ном было около 955 миль (1528 км).

Непогода не позволяли доставить спасительную вакцину самолетом. Было решено перевезти вакцину поездом, в город Ненана (Nenana), но дальше железной дороги не было. Ненана располагалась от Нома на расстоянии, превышавшем тысячу километров ледяной пустыни.

Жители Нома предложили выход: снарядить собачьи упряжку и полагаться на скорость и силу собачьих лап и мастерство каюров. Первая партии вакцины в 300 000 единиц была доставлена из Анкориджа в Ненану/Nenana поездом, а дальше иного пути кроме как на собаках не было.

Балто

Спасительная экспедиция-эстафета состояла из 20 погонщиков и около 150 собак чтобы доставить вакцину от Ненаны до Ном на расстояние в 674 мили (1, 085 км).

Балто родился на Аляске, в питомнике Леонарда Seppala, который работал в золотодобывающей компании. Он доставлял продукты на прииск и транспортировал на собачьих упряжках больных и раненных для оказания медицинской помощи из золотодобывающих шахт в Ном.

Seppala, был опытный каюром. Балто, был один из двух кобелей, что первыми пересекли ледяную шапку Гренландии. Несмотря на это , Балто был еще молод , и несколько тяжел, чтобы быть одним из его лучших собак. Сеппала не считал его спринтером. Лучшим, по его мнению был 12 летний вожак упряжки по имени Того. Того был небольшим по стандарту хаски, но сильным и решительным.

Названный в честь японского адмирала, Того Heihachiro, он был вожаком из 34 собак в питомнике SEPPALA. Молодой помощник SEPPALA Гуннар Kaasen, вступил в гонку на собачьей упряжке, во главе которой стоял Балто.

Путь через снежную пустыню.

Леонард Сеппала

Самый снежный и протяженный участок трассы достался Леонарду Seppala. Seppala, был одним из лучшим каюров в этом районе. Он был выбран встречать поезд. Наиболее драматичным моментом для каюра и его упряжки стало пересечения Залива Нортона. Упряжка чуть было не попала в западню после того, как лед вокруг них обломился, и нарта со спасительной вакциной на несколько часов оказались на льдине в окружении воды. Когда льдину наконец прибило к обширной льдине, Сеппала и Того прыгнули через воду между льдинами на расстояние около 1,5 метров с постромками чтобы притянуть льдину с остальными собаками ближе. Постромки упали в воду, тогда Того прыгнул в ледяную воду и тянул постромки по воде к хозяину, пока льдина не подошла достаточно близко, чтобы остальные собаки смогли перейти на более стабильный лед.

Балто и Каасен

Наиболее ярко освещен в прессе заключительный этап доставки вакцины. Норвежец Гуннар Каасен с его упряжкой из сибирских лаек во главе с неопытным, но выносливым вожаком Балто принял 2 февраля 1925 года эстафетный ящичек с пробирками увязанный в оленьи шкуры от предыдущей упряжки. Буран в тот день разбушевался не на шутку, Каасен был ослеплен снегом и ветром, который время от времени переворачивал сани и сбивал с дороги. И тогда погонщик доверился вожаку Балто. В пурге они разминулись с упряжкой ждущей их в тундре для подмены и продолжали изнурительный поход на Ном. Каасен и его упряжка с Балто преодолели последние 53 мили пробега при морозе -60*F (-51*C) и порывами ветра до 70 миль в час, принеся драгоценную вакцину спасшую многие детские жизни.

Балто досталась вся слава и внимание прессы, но современные организаторы и поклонники гонок Iditarod Trail Sled Dog Race отмечают, что это опытный и испытанный вожак Того провел своего погонщика Леонарда Leonhard Seppala через самую изнурительную часть пробега - Залив Нортон. Упряжка Того/Сеппала - троекратная победительница пробега All Alaska Sweepstakes на сотни миль из Ном и обратно была готова к тому, чтобы проделать половину этого пробега самостоятельно. Но в последний момент поступил приказ от губернатора добавить в эстафетную прямую погонщиков и собак и таким образом Того лишился своей славной позиции в истории пробега.

БАЛТО ТОГО

Как и Сеппала, Каасен не считал Балто хорошей беговой собакой, но именно он спас упряжку от верной гибели в реке Топкок. Балто смог также не сбиться с тропы в снежной метели, в которой по признанию Каасена тот едва мог разглядеть руки перед самым лицом. После успеха миссии по доставке вакцины Балто и Каасен стали знаменитостями. Пресса и радио изображали погонщиков и собак как настоящих героев, помещая статьи о них на первых полосах. Соль Лессер, молодой голливудский продюсер, сделал короткий учебный фильм о команде Kaasen и назвал его Гонка Балто в Ном, значительно преувеличивая участие Балто и отдавая все лавры победы только ему. В то время как другие погонщиков и их собаки так же внесли свой вклад в спасательную экспедицию, казалось, что никто не думал о них. Seppala и его команда во главе с Того путешествовал почти в два раза дальше, чем другие участники, но вся слава досталась молодому помощнику и Балто, который путешествовал только 53 мили. После того, как 20-минутный фильм был закончен, Kaasen заказал водевиль тур по Америке.

Во время одной остановки в Нью-Йорке, известный животных скульптора Фредерика Джорджа Рот, создал статую Балто которая стоит сегодня около входа в Центральный парк Черная эскимосская лайка (husky) Балто стал настоящей звездой. Массовые публикации на тему дифтерии также помогли развернуть компании по прививкам населения, что привело к значительному снижению заболеваемости.

Упряжка Каасена была вывезена на показ на континент. Однако слава скоро поблекла, заслуги подзабылись и команда была продана Водевилю. В 1927 бизнесмен из Кливленда бывший боксер по имени Джордж Кимбл, зашел на выставку в музей Лос Анжелеса. Он обнаружил благородных собак, томящихся в небольших клетках и задыхающихся от жары. Его сердце глубоко потрясло увиденное. Кимбл обратился через газету, к людям, чтобы собрать деньги, чтобы выкупить легендарную команду из музея. По его призыву дети Кливленда начали собирать центы на то, чтобы собрать $2000 на выкуп Балто и его команды.

Нужная сумма была собрана и собаки прибыли в Кливленд. где провели оставшиеся годы в Brookside зоопарке, который теперь называется Арена Quicken Loans. О них хорошо заботились. Они жили на природе счастливо и тащили сани вокруг парка, когда зимой выпадал снег.

В Великой Гонке Милосердия/Great Race of Mercy 1925 года 674 мили арктической тундры, гор, заливов и рек были покрыты за 127 с половиной часов положив начало мировому рекорду. Гонка проходила в условиях экстремальных холодов и снежных буранов вызванных ураганными ветрами. Многие собаки слегли и замерзли на ледяных тропах. Их имена остались безвестны.

Были забыты прессой и коренные аляскинцы участвовавшие в эстафете, будто их и не было, хотя весь пробег стал возможен лишь нечеловеческим усилиям и героизму многих людей и собак, бившихся над одной задачей - как можно скорее пронести через снежные бури спасительную вакцину.

Каждый участник пробега получил благодарственное письмо от президента Кулидж, золотую медаль от компании Малфорд и премию в 25 долларов. Не смотря на отличное ветеринарное обслуживание в Brookside зоопарке ветеринаром по имени доктор Пауэлл, время сделали свое дело и собаки одна за другой стали уходить. 14 марта 1933 года, Балто, в возрасте 11 лет, частично слепой, частично глухой , присоединился к своим ушедшим товарищам по команде.

Фото чучела ТОГО Фото чучела БАЛТО

После смерти 11-летнего Балто было сделано чучело которое сейчас находится в Музее Натуральной Истории Кливленда. Там же находится пленка с Балто и его командой, снятая в 1925 году. Того провел свои последние дни в штате Мэн, в питомнике Элизабет Рикер, так же погонщицы собак и друга Seppala. Он дал многочисленное потомство и покинул этот мир в 1929 году, в возрасте 16 лет. Его тело в настоящее время экспонируется на гоночной штаб-квартире Iditarod в Wasilla. Бронзовые статуи Того и Балто отдыхают за пределами деревенского домика , где находится выставка Волк Wilderness в Арена Quicken Loans. На протяжении многих лет, Балто собирал большую часть внимания, оставляя Того стоять в его тени, но, в 1960 году пожилой Сеппала по прежнему утверждал: "У меня никогда не было лучше собаки, чем Того."

Но кливлендские чиновники не хотят отдавать тело Болто назад, объясняя это тем, что он провел больше чем половину жизни в их городе.

БАЛТО и ТОГО вместе: Скульптура ТОГО: Дети и БАЛТО

БАЛТО спасает НОМ Открытие памятника БАЛТО
Героическая команда Каасена
во главе с вожаком - БАЛТО
Подборка фото с ТОГО

Источники:

animationsource.org

russia-alaska.com

siberiandoghistory.com

iditarod.com

Наверх